05.02.2012

Немного Швеции. Ноябрь 2010 года. Часть 2

Часть 1 здесь.

Продолжение...

День второй. Из провинциальной глубинки, а именно, Нючёпинга, мы на автобусе поехали в столицу Швеции. 
Доехать до Стокгольма можно на автобусе:
- из аэропорта 
- из городского автовокзала Нючёпинга, например, на Swebus. Принцип покупки билета  обычный - т.е. в кассе. 

Поездка до Стокгольма занимает немногим более часа. Выходя из автобуса, спросили у шофера, где располагается их остановка для возвращения в Нючёпинг. Автовокзал большой и найти её вечером могло бы быть затруднительно.  
До старой части города - Гамла Стан (Gamla stan) - дошли пешком за минут 20.   
В подробности о Стокгольме вдаваться не буду, пожалуй, стоит лишь упомянуть т.н. источники информации. Так как у нас на этот прекрасный город было отведено всего несколько часов, то из достопримечательностей был выбран Гамла стан, т.е. Старый город, и музей "Васа". Конечно, нужно помнить и о том, что город расположен на 14 островах, имеет 57 мостов и бывает, что пешком напрямик не получается. 
Информация о Стокгольме - с этого сайта, вполне пригодная. 
Вот, например, несколько стокгольмских достопримечательностей с этого же сайта, предлагаемых к посещению:
-Старый город (Gamla stan) - крупнейший и лучше всего сохранившийся в Европе средневековый центр города – одна из самых интересных достопримечательностей шведской столицы. Здесь в 1252 году был основан Стокгольм.
Ратуша (Stadshuset) с тремя золочёными коронами на шпиле колокольни – самый известный силуэт Стокгольма и один из наиболее выдающихся образцов архитектуры национального романтизма.
Королевский дворец
- Музей «Васа» (Vasamuseet). Vasa, единственный в мире сохранившийся корабль постройки XVII века, - настоящее уникальное сокровище. Корабль сохранился более чем на 95% и богато украшен сотнями резных фигур.
- Парк-музей Skansen.  Самый старый в мире музей под открытым небом и одновременно зоопарк Стокгольма, эффектно расположенный на возвышенности королевского острова Юргорден с фантастическим видом на Стокгольм.
- Музей Юнибаккен (Junibacken). Фантастический волшебный мир музея Юнибаккен (Junibacken) на острове Юргорден населяют герои знаменитой шведской сказочницы Астрид Линдгрен и других популярных детских писателей.

Выйдя из Городского автовокзала, мы направились прямиком в Гамла стан. Нужно сказать, что рижанина вряд ли удивишь архитектурой старой части Стокгольма. Да, масштабы здесь, конечно, другие, однако без излишней скромности могу сказать, что Рига - достойный конкурент. Итак, морозным утром, а если точнее, то полуднем,  мы оказались у моста, ведущего в Гамла Стан. 




А у самого моста, у дорожного знака, притулилась какая-то фигурка. Присмотрелись. Да это же нищенка-лиса!



А в Старом городе ноябрь. Сумрачно и холодно.



 Доносится запах жареного миндаля. Его жарят тут же на улице и продают. Он теплый и сладкий. Идя по многолюдной улице, решили свернуть в переулок и в каком-нибудь маленьком баре, исключительно для согрева, выпить горячего глинтвейна. У нас в Риге глинтвейн по вкусу другой - пряный, с кислинкой. Шведский же - очень сладкий, много не выпьешь.



А на центральной площади - в ноябре! - уже Рождественский рынок открыт.



В основном здесь сладости и глинтвейн. 


Леденцы с лицом вездесущего Санты.




Отправились к Королевскому дворцу. Летом, говорят, стоит посмотреть на смену караула. 



Затем, всё так же пешком, идём на остров Юргорден (Djurgården), где находится интересующий нас музей "Васа" и там же рядом интересующий путешественников с детьми музей "Юнибакен".

                      На пути к острову Юргорден


  
Вся набережная - сплошные шедевры югендстиля 



А вдали, в окружении яхт, виднеется черный ангар и мачты легендарного корабля "Васа"




Осмотр музея "Васа"  может занять от двух часов до полудня, всё зависит от степени заинтересованности посетителя. Здание музея было построено над доком 19-го века, в который завели фрегат после его подъёма с морского дна. Это огромный бетонный павильон, очертания которого напоминают корабль. Внутри музей многопалубный - по бокам на нескольких этажах размещены связанные с судном экспозиции, посередине же, в своеобразной шахте стоит сам корабль. 
Войдя внутрь и увидев "Васу", аж дух захватывает. И первая мысль - так вот с кого писали "Черную жемчужину" Джека Воробья в пиратах Карибского моря!

Информация из разных интернет-источников. Фотографии, к сожалению не очень удались. В музее царит полумрак (ради сохранения старинного судна!), сам корабль настолько огромен, что целиком ни в какой кадр не идёт. Итак, как это было...

История

... Построенный в 17-м столетии парусник затонул в своём первом же плавании. На морском дне он пролежал ни много ни мало долгих 333 года...

Гибель флагмана. Источник фото.
10 августа 1628 года. Воскресенье. Суда королевского флота Швеции медленно выходили из гавани Стокгольма. В те времена подобные события собирали огромные толпы людей. Однако на этот раз людей было намного больше. Все внимание присутствующих было приковано к новому флагману королевского флота - фрегату "Васа", который должен быть отправиться в своё первое плавание.  

Флагман "Васа"


На тот момент четырехпалубный "Васа" был самым большим построенным в Швеции кораблём. Он должен был стать одним из мощнейших, ведущих судов, флагманом шведского королевского флота. Фрегат был оснащён 64 орудиями, ядра которых были огромны и весили более 11 кг. В то время ни одно шведское судно не имело таких пушек. Три мачты корабля поднимали до 10 парусов. Размеры от верхушки мачты до киля составляли 52 метра, от бушприта до кормы - 69 метров, водоизмещение - 1210 тонн.   
Фрегат был не только превосходно вооружён, но также и богато украшен. Сотни деревянных скульптур, отображающих библейских героев, древнегреческих богов, мифических морских существ.
Корабль строили почти три года. К работе было привлечено свыше 400 мастеров, а за постройкой флагмана следил сам король Швеции Густав Адольф II. Уже в ходе работ в проект было внесено множество изменений. Король желал получить мощный, красивый, хорошо оснащённый корабль - флагман флота, символ королевской власти. И он его получил! "Васа" стал одним из самых больших кораблей в мире того времени. Имя кораблю дали в честь правящей династии. 

Поднять паруса!



Погода в тот день была благоприятна для первого выхода флагмана в море. Дул хотя и порывистый, но слабый ветер. На борту "Васы" находилось примерно 100 членов команды, их друзья и близкие. В честь знаменательного события морякам разрешили пригласить их на борт. 
Выйдя из узкого залива в большие воды, капитан Ханссон отдаёт приказ: "Поднять паруса"! Четыре из десяти парусов фрегата наполняются ветром, увеличивая его скорость. По сценарию торжественной церемонии раздался салют, произведённый орудиями, расположенными по обоим бортам корабля. С берега раздались приветственные крики. "Васа" начал медленно продвигаться к выходу из гавани...   

Гибель корабля


В официальных отчетах писали: "Когда корабль вышел в открытую бухту, поднялся сильный порыв ветра. Корабль накренился на один бок, однако через короткое время выпрямился. Второй порыв ветра опрокинул фрегат на бок. Через открытые пушечные порты  внутрь хлынула вода и корабль медленно погрузился на дно с поднятыми парусами, флагами и всем остальным". 

В своём первом и последнем плавании флагман прошёл всего 1300 метров. Вместе с ним пучина поглотила и около 50 человек. Помощь пришла быстро, однако помочь уже никому было невозможно. По приказу короля было начато расследование о гибели судна. 

Что стало причиной гибели?


Макет палуб "в разрезе"
Сегодня мы можем точно рассчитать, какова должна была быть конструкция корабля для обеспечения его плавучести на море. В
17 веке использовались таблицы габаритов, которые, как считалось в те времена, хорошо работают. Из документов тех лет мы знаем, что после начала работы над кораблём в планы конструкции Vasa были внесены изменения.

Король желал иметь на корабле больше пушек, чем устанавливалось обычно. Таким образом, габариты, выбранные для корабля, больше не соответствовали реалиям, а его строителям новая задача была не по плечу. Корабль был построен с высокой надстройкой, с двумя дополнительными палубами для пушек. Днище корабля было заполнено большими камнями, которые служили в качестве балласта для удержания устойчивости на воде. Но Vasa был слишком тяжёлым в верхней части; 120 тонн имевшегося балласта было недостаточно.

Подъём флагмана

"Васа" затонул на глубине 32 метров. Первые попытки поднять корабль со дна были предприняты почти сразу, однако все они были неудачными. Еще долгие годы в заливе над водой были видны верхушки мачт фрегата, однако со временем исчезли и они. Спустя 30 лет удалось поднять большую часть бронзовых корабельных пушек, в то время имевших большую ценность, на этом спасательные работы закончились и со временем точное  местонахождение затонувшего корабля было забыто...
Прошли века. Гибель фрегата "Васа" стала одним из тех старинных событий страны, которое случилось и кануло в Лету. Однако в 40-е годы 20-го столетия некий энтузиаст, исследователь Андерс Франзен  поставил себе целью найти затонувший флагман и обязательно его поднять. Он обратился к правительству с просьбой о поддержке, однако получил отказ, поскольку считалось, что корабль, пролежавший на морском дне более 300 лет, уже давно уничтожен временем и морем. Франзен стал собирать пожертвования. Его упорство увенчалось успехом лишь в 1956 году, когда он смог определить место гибели корабля, а водолазы подтвердили, что "Васа" лежит на дне почти нетронутым! И наконец было принято решение поднять королевский флагман на поверхность.
В апреле 1961 года тысячи собравшихся на берегу людей сотрясли воздух громкими приветствиями и восторженными криками  - над водами залива показался корпус фрегата, пролежавшего на морском дне долгих 333 года.  

Подъем "Васы"
Вместе с кораблём было поднято множество старинных предметов - скульптур, посуды и т.д., а также 6 парусов, которые не были установлены в день гибели. В наши дни эти паруса являются старейшими сохранившимися парусами в мире. 
Долгих 18 лет длились реставрационные работы, они продолжаются и по сей день. Сегодня корабль на 80% состоит из оригинальных деталей. Это единственный в мире практически полностью сохранившийся корабль 17 века. 
Помимо корабля в музее можно осмотреть и другие экспозиции, относящиеся к подъёму фрегата, быту 17-го века. Одним словом, посещение музея будет интересным и для взрослых, и для детей.

Так и  завершился наш второй день короткой поездки в Швецию. Вечером мы вернулись в Нючёпинг, снова долгие поиски пищи (ресторана/бара), а на следующее утро - короткий перелёт домой, в Ригу. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий