28.10.2013

Нормандия - Париж. Июнь' 2013. Часть 4

Части 1, 2, 3

День 9-й. Латинский квартал и китайская любовь. Клюни, гей-парад и подпольное вино

Хотелось, конечно, переть против мейнстрима – мол, да что вы в этом Париже такого нашли. Город как город. Но таки нет. Уже выйдя с утра «в Монмартр», свежий, после вчерашнего дождя, накрывает ощущение чего-то необычного. Висит, знаете, в воздухе какая-то особая «anima». Ну да ладно, не стоит множить очередные романтические вздохи. Всё и так понятно.
...Завтрак на Монмартре можно получить как по высоким, так и по более демократическим ценам, от 4 до 9 евро. По наблюдениям, завтрак многих парижан действительно составляют пресловутые три «C» - Croissant, coffee, cigarettes. Круассаны свежайшие, с пылу с жару, и как правило, в кафе часов до 11.00 утра уже съедены подчистую.


Метро до о. Сите. Проблемы с детскими билетами (как впоследствии оказалось, все дни и не только у нас). Собор Парижской Богоматери, готовящийся к 850-летию, а в тот день на полдня закрытый для посещения по причине торжественного мероприятия – ординации шести священнослужителей. Событие собрало множество верующих людей. Перед собором поставлен небольшой «зрительный зал» и пара экранов, ведь всех желающих Нотр-Дам-де-Пари, обычно вмещающий до 9 000 человек, на этот раз принять не смог. 



Надо сказать, ординация священников изменила не только их жизни, но и наши туристически-земные планы, поскольку посещение Собора и Террасы химер сдвинулось по времени и вытеснило поездку в неоднозначно оцениваемый Пьерфонский замок (Chateau de Pierrefonds). 
Через цветущий Square Rene-Viviani, конечно, в Латинский квартал. 
Латинский квартал оставил ощущение весёлья, даже не знаю, почему. Может, Сорбонна, дух студенческий, а может, это бесчисленные рестораны и таверны? Подумалось, что в следующий (гипотетический) раз даже не знала бы, где остановиться "на жизнь". Хоть разорвись – и на Монмартр тянет и в Латинском очень неплохо бы пожить. Вход в квартал начинается с церкви Св. Северина (Église Saint-Séverin), одной из старейших церквей Парижа. Народу внутри мало, но зайти – приятно.



Затем прошлись по Rue de la Huchette, именуемой одной из старейших улиц Парижа, но со зданиями, на первый, невнимательный взгляд, постройки 17-18 веков, нашли пресловутую Rue Chat qui Peche (улица Кота-рыболова) – самую узкую и, наверное, самую короткую улицу Парижа (1,80 м в ширину и 29 м в длину), валящую, однако, с ног запахом мочи.

Улица Кота-рыболова снова вывела нас на перекрёсток к Нотр-Даму. А вообще мы уже направлялись к термам Клюни, музею Средневековья.Дорога к музею, однако была преграждена огромнейшим, длиннющим гей-парадом, отрезавшим нас от благочестивой цели. Вокруг, конечно, толпились и туристы, и сами парижане, что заставляет думать, что такие парады в Париже отнюдь не привычны. Но при всём уважении к правам человека парад этот не показался идейным, и тем более «высокоцелевым». Он был очень разнороден и, как выглядело, преследовал крайне разные цели, а то и вовсе демонстрировал их отсутствие. Кто-то пришёл действительно «за правами», кто-то выпить с друзьями, уже к обеду сильно перебрав, а кто-то просто пройтись неглиже у стен Сорбонны.


В музее Клюни прохладно и немноголюдно. Почти все 22 помещения охватывают, главным образом, духовную сторону жизни Средневековья, не мирскую. А мне очень интересна именно последняя. Поэтому после музея осталось ощущение «недосмотренности». Это как встать из-за стола полуголодным.
В одном из залов выставлены головы иудейских царей, статуи которых ранее (в целом виде, конечно) украшали Нотр-Дам. Во время Révolution française статуи были сброшены и обезглавлены по приказу Робеспьера. Который и сам вскоре подвергся такой же участи, а именно, был гильотинирован, как говорится, без суда и следствия.



После обеда для туристов открылись двери Нотр-Дама и выстроилась огромная очередь. Посему остерегайтесь мило улыбающихся китайских женщин. В очереди она стоит одна, а потом... потом подходит тётка с флажком и... ещё 30 человек становятся перед вами по принципу «нам тут заняли».  Ничего страшного, очередь двигалась очень быстро.



Внутри Нотр-Дама удивительно уютно. Сразу вспомнился, в противовес, холодный и серый Руанский собор. А здесь – цветы, свечи, огромнейшая и красивейшая роза.



А как пел хор и как проникновенно пела девушка! Нам повезло, что мы попали на мессу.



Я навсегда запомню внутреннюю атмосферу Собора Парижской Богоматери, она - клянусь! – там очень особенная.
Гуляя, увидели фотосъемку: пара молодожёнов с Востока. И невеста – миниатюрная красавица!



Мост, увешанный сотнями замков. Обычные и хитроумные, с именами и без.


А вот и наши старые знакомые – красивая пара, вступающая в брак в Париже. Ах, как их чествовали туристы, проезжающие внизу на пароме! Как десятки голосов громко приветствовали криками и шумными аплодисментами их маленькую фотосессию на мосту! И как пара, краснея от удовольствия и смущения, приветственно махала поздравляющим их незнакомым людям. Они были похожи на короля и королеву, здоровающихся со своими подданными!



А тут, не выдержав висевших в воздухе вибраций любви после поздравления китайских молодожёнов, вдруг другой китаец встрепенулся, вскинулся и резко упал на колено, протянув своей спутнице, открывшей от неожиданности рот, коробочку с обручальным кольцом. И туристы на мосту многоголосо и дружно завопили: «Say yes! Say yes!». И вот спустя мгновение пара уже счастливо улыбается в объектив.



...Вечерело. Марсово поле усеяли разношёрстые компании - как туристы, так и местные.



В ожидании знаменитого мерцания Башни развлекаются кто во что горазд. Семья мусульман, например, играла в мяч, французские подростки читали рэп, а кто-то просто спал. Большинство же развесёлых компаний распивало вино, которое здесь, на Марсовом поле, пьют особо не прячась. Вот и нам, чего греха таить, захотелось знаково так, под Эйфелевой башней, бургундского пригубить. А вокруг, конечно, никаких магазинов, никаких винотек. Но в полутьме какие-то тёмные личности бегают по Марсовому полю и предлагают купить у них... вино, шампанское и прочие «веселящие воды». Цену при этом заламывают высокую, по 45 евро просят за бутылку «в-темноте-не-раглядеть-какого» вина. И дальше, как по Гоголю – наваждение, ей-богу. Цену сбили до 20 евро, радостно кинулись откупоривать, и тут пелена спала с глаз – бутылка как только что из мусорки, наклейка, съехавшая на бок, а пробки-то и вовсе нет. Уроки стоят денег, философски произнёс муж, отправляя бутылку прямиком в мусорный пакет.



День 10-й. Сокровища о. Сите, химеры и ветренные развлечения у «Мулен Руж»

Париж просто пожирает время. Пока встали (не поздно), пока поели (вроде не долго), глядишь, уже и полдень. Зато сегодня обещали +30. Правда, обещанная жара в Париже наступала лишь после обеда. С утра, мягко говоря, свежо.




Первое из сокровищ острова Сите это, конечно, двухэтажная часовня Сент-Шапель (La Sainte-Chapelle). Очередь в полдень довольно велика, но продвигается быстро. Билет для взрослого – 8,50 евро, дети проходят бесплатно.Трижды правы те, кто советует её посещать в солнечный день. Нам-то повезло, но думаю, что дождливое и облачное небо крадёт здесь до 50% ощущений.



Созданная для хранения христианских реликвий, капелла и сегодня заставляет себя почувствовать этакой драгоценностью, прямо сейчас находящейся внутри ларца. 
Христианских реликвий здесь больше не хранят, сейчас главное богатство – витражи 13 века. В витражах скрыто целое повествование (1113 библейских сцен!), читать которое нужно начинать слева направо (с окон в левой стороне), снизу вверх. Витражный рассказ начинается... с сотворения мира и заканчивается распятием Христа.




...Пугающие элементы готики – горгульи и химеры – как правило, смотрят на людей откуда-то сверху, и высота обычно приличная, так, что приходится рассматривать чудовищ, сильно задрав голову.



Башни Нотр-Дама также украшены этими фантастическими существами, но что приятно, посетители могут подняться на Северную башню, к Галерее химер (La galerie des chimères) и... буквально прикоснуться к тому, что ранее находилось на недосягаемой высоте.
Вход в башню с улицы Rue du Cloître Notre-Dame, слева, если стоять лицом к собору.
Очередь к химерам выстроилась страшная. Насчитали 120 человек. Зачем считали? Затем, что внутрь пускали по 20 человек через каждые 10 минут.




В очереди постояли лишь минут 50. А там уже по ступенькам на второй этаж. Касса, билет по 8,50, бесплатные буклеты, в том числе и на русском, сувениры там же. А затем, преодолев 400 ступенек, попадаешь в знаменитую галерею... 



Вот она, классика жанра!





Дальше – выше. Поднимаемся на самую вершину Южной башни.



Я так и не взобралась на Эйфелеву башню, не видела окрестностей с 50-х этажей Монпарнасса, но я, не колеблясь, скажу: самый лучший вид на Париж открывается именно с Собора Парижской Богоматери. И всё тут ладно, всё идеально – не низко и не высоко – люди, кварталы, паромы и Сена, подъемные краны и Ла Дефанс, а там – Сакре Кёр.



А вот и непосредственно горгулья. Функция чудовища как на ладони.



А надо всем этим, там, наверху, уже третью сотню лет сидят химеры и философски, без спешки, разглядывают смотрящих на них снизу людей. Париж живёт, Париж бурлит, а они всё сидят и сидят...



50 минут счастья, а потом пришлось спускаться. Мышцы ног по ощущениям превратились в натянутые вибрирующие струны.
...Когда обещанные +30 проявились в полной мере, настало время прогулок в Люксембургском саду (Jardin du Luxembourg). Я не любитель королевской позолоты, нет, я любитель облезлой старины. Но, как говорится, чего ради галочки не сделаешь.  Здесь тенистые аллеи сменяются открытым солнечным пространством, и наоборот.



В тени парка офисный люд сидит и обедает сэндвичами. Вокруг фонтана, прямо перед дворцом, всё больше туристов.



Солнце разошлось уже настолько, что мы не только напрочь забыли о зябких нормандских днях, но жара уже даже всерьёз донимала. Стало не до гуляний, поэтому пошли кататься на речном кораблике. Компаний, занятых в этом водно-развлекательном бизнесе, несколько. Различаются они ценами, крытой/открытой палубой, наличием гида/аудиорассказчика и т.д. «Плавучие рестораны», это, конечно, уже другая тема. Мы же выбрали Vedettes de Paris.



Билет обошёлся около 13 евро для взрослого, экскурсия длится час, палуба открытая, аудиогид на французском, испанском и английском языке даёт представление о «проплывающих» мимо достопримечательностях.
После поехали домой, на Монмартр. Но решили выйти на одну остановку раньше, на Place Blanche. А там веселье бьёт ключом, хохот. Это туристы напропалую играются с... вентиляцией метро. Помните знаменитые снимки Мэрилин Монро, стоящей над вентиляционной шахтой метро? Здесь каждый спешил побыть мэрилином.



Народ собирался на представление, а мы в этот раз, и к большому сожалению, домой.




День 11-й. Романтика Монмартра и попытка объять необъятное - Лувр

За 4 дня, прожитые на Монмартре, успели полюбить один местный кафе-ресторан под названием „Le Brio”, стоящий на перекрёстке улиц Rue Eugène Carrière и Rue Marcadet. Одно из редких заведений, где бармен говорил на 4 языках, а официанты на двух, где внутреннее убранство соответствовало моим, конечно, стереотипам о «кафе на Монмартре», цены не кусались, парижане сплошь интересные лицом и стилем, и вообще кафе, как казалось, обладает парижской харизмой. 
Утро. «Мулен-Руж» запасается пивом.




Сегодня несколько часов будет отдано Монмартру. Не мудрствуя лукаво, гулять пошли проторенными туристическими тропами.
Конечно, в числе достопримечательностей и обе монмартровские мельницы Le Moulin de la Galette и Le Moulin Radet. Вторая находится в частной собственности и вообще закрыта за забором и скрыта густой зеленью деревьев. А вот первая, легендарная и развесёлая Le Moulin de la Galette, всё ещё принимает гостей – правда, лишь в ресторан, расположенный под самой мельницей.



Построенная в 17-м веке, мельница двести лет занималась помолом, а в 19-м к мельнице, уже не приносящей прибыль, догадливый сын хозяина пристроил таверну и соорудил танцпол. Вот она, золотая эра Монмартра - художники, актрисы и прочие творческие люди, а то и просто франты-бездельники, все спешили развлечься сюда, на Монмартр! 
Современный художник.




А на вершине Монмартра стоят особнячки и тихо так, спокойно. Даже и не скажешь, что чуть-чуть пониже гудит-шумит бульвар Клиши и где-то там гуляют «ночные бабочки под ручку с пигалицами». Правда тихих улочек всего метров двести. А затем снова туристический муравейник.
Догуляв до самого верха, подошли, наконец, к колоритной площади художников La place du Tertre. 




Площадь старинная (с 17 века), небольшая, в серединке – кафе, а по краям всё художники. Рисуют портретисты и карикатуристы в основном туристов, а точнее, туристок. Просят в среднем 50 евро. 



Сувенирные бутики наряду с авторскими картинами торгуют и копиями по 8 – 10 евро.




Затем вниз к Rue des Saules и прямиком к единственному парижскому винограднику. Виноградники покрывали склоны Монмартра ещё в Средние века, но конкретный, восстановленный на северном склоне, в наши дни – увы – выдаёт весьма посредственное вино. Вот и пишут сейчас об урожайности: «1000 бутылок плохого вина в год». Монмартрское вино где-то продают как сувенир, но где, для нас так и осталось тайной. Хотя нет, на стене висел плакат, приглашающий на праздник молодого вина. Вот там, говорят, и продаётся вино с виноградника на Монмартре.




А буквально через дорогу от виноградника в тихом зелёном кустарнике прячется одно из старейших кабаре Парижа – кабаре «У шустрого кролика» („Au Lapin Agile”), открытое в далёком 1860 году. Легендарное, как, в общем, всё на Монмартре.



В наши дни там проходят концерты и разные творческие вечера. Канкан в этих стенах , однако, уже давно не танцуют.
В полдень Лувр, сразивший своими несметными сокровищами прошлого и своей величиной. В попытке избежать очередей зашли через т/ц «Le Carrousel du Louvre» (вход в Лувр у перевёрнутой пирамиды в самом т/ц), но очередь была, хотя и продвигалась быстро. В Лувре плутали со всей картой музея, от изобилия экспонатов голова пошла кругом, а величина музея такова, что буду туда ходить и ходить при каждом (мечтаю) посещении Парижа. Выходили из музея через «Львиные ворота» и вот там вообще не было ни одного человека. Хотя, возможно, отсутствие людей было связано с наступлением вечера.
День закончился у реки, где-то рядом с Арабским институтом (Institut du monde arabe), где на набережной Сены уже десятилетиями собираются парижане (а к ним присоединяются и гости со всего мира), чтобы танцевать. 
Asi se baila el tango! Вот так просто, отложив в сторону сумки и включив магнитофон.


Танцевать что душе угодно, ведь пять полукруглых «эстрадок» набережной заняли танцоры на любой вкус. Тут вам сальса, а там – томные «тангерос», а ближе к мосту темнокожая молодёжь и их Street Dance.



День 12-й. Елисейские поля, Ла Дефанс. Начало конца

Площадь Согласия местами скрыта строительными навесами и оградой. Да и на Елисейских полях устанавливают ряды скамеек и трибуны. Похоже, идёт подготовка к празднованию 14 июля.
Триумфальная арка совершенно мимоходом. Не знаю, почему, но возможность её «пощупать», а то и подняться наверх, оставила совершенно равнодушной.



Знаменитые Елисейские поля это широкий проспект и магазины, дорогие и не очень, а также кафе, рестораны и тому подобные заведения. В числе прочих и автосалоны знаменитых марок, как, например, Mercedes-Benz и Alfa Romeo. В вышеупомянутые зайти не решились (судя по всему, простых зевак там не особо и ждут), но вот народные Citroen и Peugeot простыми ротозеями были набиты под завязку.


Ла Дефанс, конечно, вызывает футуристический настрой. В памяти всплывают фразы из фильмов, как-то: «Алиса, миелофон!» и т.д.


Как-то бросается в глаза собственная малость, громада и формы окружающих зданий, открытость пространства и отсутствие транспорта – всё перенесено в подземный Париж.


Большая арка так хитро искривлена и так нависает над смотрящим, что глядя на неё, бунтует вестибюлярный аппарат.


...Музей автомобиля, иногда упоминающийся в путеводителях и расположенный тут же на place du Dôme, на поверку оказался закрытым два года назад. Правда, домашняя страница Большой арки обещает туристам наличие пары других музеев.
В т/ц Les Quatre Temps, расположенном тут же у Арки, толпы покупателей. Серьёзные толпы. Говорят, начался сезон скидок. Зашли и сделали вывод, что парижские скидки это как обычные цены, например, в Барселоне. 
Последний вечер в Париже решили провести как среднестатистические парижские туристы – купив бутылочку бургундского, поехали на Марсово поле на «паручасовой» пикник под мерцающей Эйфелевой башней.



День 13-й. С утра Монмартр, а вечером уж Рига 

Прощальная прогулка по Монмартру. Прогулка с лёгким налётом грусти. Ведь не знаешь, когда ещё получится вернуться. Франция страна красивая, но она же и страна дорогостоящая, а значит, вернусь нескоро.
В последние часы мы просто катались по Монмартру на "Le Petit Train deMontmartre". Поезд стартует напротив «Мулен Ружа», на La Place Blanche. Проезжает мимо основных достопримечательностей, коих в маршруте 18, продолжительность - 40 минут. Рассказ идёт на двух языках - французском и английском. Хорош автопоезд тем, что на остановках (их всего пара) можно выйти, а потом продолжить поездку на другом. 
Вот и всё. Так и закончились 13 дней моей Нормандии и моего Парижа. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий