20.01.2014

Мексика - Гватемала - Мексика. Часть 3. Остров кукол

Часть 1, часть 2.

Часть 3. День четвёртый. (Не)страшный Остров кукол

Сегодняшний день решила провести в Сочимилько (Xochimilco) – районе Мехико, который путеводители называют мексиканской Венецией ввиду наличия там водных каналов (одноимённое озеро Сочимилько) и снующих по этим каналам лодок - «трахинер» (исп. - trajinera). Привлёк меня сюда недавно ставший модным Остров кукол (La isla de las munecas). Забегая вперёд, скажу, что лодочник с моей «трахинеры» сказал, что брехня всё это. Я ему верю. Но от этого куклы, прибитые к деревьям, миловиднее не становятся.
Сочимилько в 1987 году  вполне заслуженно включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Лодки-трахинеры (их в наши дни там работает примерно 2 500) воды этих каналов бороздят уже не одну сотню лет. Озёрные насыпные сады (плавучие сады-чинампы) также возделываются ещё с доколумбовых времён.
Итак, как добраться?
Сев на метро в Поланко (почти центр Мехико), доехала до станции Tasqueña (ок. 30 минут), затем пересела на наземное метро Tren Ligero, идущее по маршруту Tasqueña Xochimilco. Билет туда-обратно обошёлся в неполные 8 песо. Сущие копейки. До Сочимилько ехать минут 50. Между прочим, метро идет мимо стадиона Azteca.
Небольшое отступление. За все дни «катания» в метро постоянно вижу, как мальчики, юноши, мужчины резво вскакивают, завидев седовласых пассажиров, и уступают место, вежливо обратившись: «Синьора, садитесь, пожалуйста».
Ну вот, приехать приехала, а где лодочные станции (их там много, карта тут), так и не узнала.
Пошла по указателям (Embarcadero), а по дороге дядька меня перехватил – отведёт, мол, к лучшим лодочникам.
Ну, понятно, что сам «в деле». Мне в тот момент было всё равно, на какой лодке ехать. Так и пришли к лодочной станции Belem (Belen)
Туристов кроме меня – ни одного. И местных нет. Пришлось мне оплачивать одной шестиместную лодку. Поторговавшись, удалось немного сбить цену. В итоге заплатила 600 песо, или примерно 60 USD, за два+ часа. По информации из интернета, обычно берут 300 - 350 песо в час за всю лодку, независимо от количества людей.
Лодочник попался болтливый, поэтому пара часов катания на лодке прошли в спорах о конкисте, рассуждениях на тему сочинений солдата Берналя Диаса дель Кастильо и прочих милых сердцу вопросах. Но вот Остров кукол лодочник таки прошляпил и подвёз с какой-то не той стороны. И даже на берег не вышла.
Итак, Остров кукол. Конечно же, и тут не обошлось без страшной легенды. Жил, мол, в пятидесятые годы на одном из островков мужичок Хулиан Сантана Баррера. Работал себе чистильщиком каналов. И однажды нашёл куклу, которая некогда принадлежала утонувшей девочке...
Мужичок аккуратно выловил куклу и повесил на дерево, дабы не обидеть духа девочки. И пошло-поехало. Народ сюда повалил со старыми куклами и кинулся прибивать их к деревьям...
Если бы лодочник подвёз меня к "правильному" берегу, я бы с интересом осмотрела домик старика Барреры.

Но увы, мне достался берег с немногочисленными куклами и парой грязных плюшевых медведей.
Каналы очень живые. Туда-сюда снуют лодки – то компании студентов, сильно под шафе (лодочник сказал, что сессия закончилась), то просто отдыхающие горожане, а ещё торговцы.

Проезжаем мимо ангаров-теплиц, мимо частных садиков-«чинамп». Самый ходовой цветок – молочай, также называемый Рождественской звездой, или Вифлеемской звездой. Рождество на пороге.

Вечером снова в центр, на площадь Гарибальди. Заметили там новое здание, оказалось – недавно открыт Музей текилы и мескаля
Билет – 50 песо с человека. Экспозиция небольшая, но даёт представление о производстве и видах текилы. В конце, как водится, дегустация. Из музея вышли и направились прямиком в полюбившийся в прежние приезды кабачок Tenampa - один из старейших в Мехико. Туда под вечер заходят мариачи, а посетители (в основном всё-таки мексиканцы) заказывают песни.
Мариачи, как оказалось, подняли цены. 80 песо за песню в 2009 году эволюционировали в 120 песо в 2011-м.
На столе появляются текила Don Julio и коктейль Pina Colada.
Можно, конечно, всплакнуть под "Чёрную голубку"...

...Но куда веселее праздновать Мексику под вечное и прекрасное
Cielito lindo

День 5-й. Playa del Carmen и парк Xcaret
 Из Мехико в Канкун летает несколько авиакомпаний, из которых самой дешёвой на тот момент оказалась авиакомпания VivaAerobus.
Правда, и взлетели с опозданием в 50 минут.
горы и Горы.
Но как бы там ни было, благополучно прилетели в Канкун и там же, у аэропорта сели в автобус компании ADO, идущий до Плайя-дель-Кармен (Playa del Carmen).

Билет обошёлся в 114 песо за человека, а тут же ловящие пассажиров частные перевозчики требовали 250 песо/чел.
В Плайе забронировали гостиницу Barrio Latino. Номер стоил 50 USD/сутки. Довольно аскетично, но есть своя терраса с гамаком, душ, а главное – до моря рукой подать.

С 16.00 в водно-развлекательный парк Xcaret продают т.н. ночные билеты, дешевле дневных. Но так как в Мексике темнеет рано, толку от такого посещения тоже будет наполовину меньше: например, водные развлечения – горки, ныряние и т.д. – работали только до 17.00. Но у нас выбора (времени) не было, поехали к 16.00.

С 18.00, как стемнеет, начинаются представления. Вообще всего в Шкарете работают более 260 актёров и танцоров.

Больше всего, конечно, понравился Pok ta’ Pok, или  игра в мяч.
Игра пришла из доколумбовой эпохи. Практически на всех археологических сайтах можно увидеть поле для игры в мяч. Самое большое – в Чичен-Ице. Игра ритуальная. Рассказывают, что, мол, всю проигравшую команду приносили в жертву. Но это сказки. Игроки-то были, в принципе, профессиональными спортсменами, дорогие, значит. Хотя изредка, конечно, могли...
Игра порой длилась до трёх дней, ведь забить 3 - 4-килограммовый каучуковый мяч в небольшое кольцо (да ещё и играя локтями, плечами, голенями и бёдрами) было ох как трудно!
Так в развлечениях прошёл вечер, настала ночь.
Первый вечер у Карибского моря провели в развесёлом ресторанчике на берегу моря SenorFrog’s. Очень классное место! Ну а если и этого мало, то и в Плайя-дель-Кармен,  и в Канкуне есть знаменитый Coco Bongo
Ну а завтра, завтра первый и последний день (полдня) на пляже.
Потом уже – Hola, Guatemala!

День 6-й. В путь-дорогу, в Четумаль
...Сегодня в Плайе + 28 градусов. Воспоминания о 10 градусах в Мехико тают под лучами жаркого солнца...

Там на пляже, в песке, на небольшой глубине (по щиколотку) есть вооот такие (развожу руки) ракушки. Весом целый килограмм. Нашла, завернула в парео и – через Мексику, Белиз, Гватемалу, снова Мексику, Атлантику, Европу – привезла таки в Ригу!

В обед на автобусе компании ОСС (билеты покупали на станции в Плайе, есть рейсы разных компаний)отправляемся в Четумаль (в пути около 5 часов), наш перевалочный пункт в Гватемалу.
Там мы надеялись сесть в шаттл San Juan Express компании San Juan Travel Services.
Об этом Сан-Хуане стоит рассказать отдельно. Мы долго искали «пароли и явки» автобусов, перевозящих пассажиров из Мексики (к тому же  из Плайя-дель-Кармен, а не например, из Чьяпаса) в Гватемалу, пока не наткнулись на скудные обрывки информации на форуме Lonely Planet. Ни домашней страницы San Juan Travel, ни расписания и даже цен мы не нашли. Лишь слова неизвестных туристов в Сети: в Четумале, с автостанции автоперевозчика ADO каждый день в семь утра в Гватемалу стартует маленький автобус San Juan Express. Заранее купить билеты нельзя, количество мест, понятное дело, ограничено - 25...
Как только прибыли на станцию Четумаля (под вечер), пошли искать кассу Сан-Хуана. Кассой оказался столик с картонным обрывком, на котором фломастером коряво было выведено San Juan Travel. Девушка-кассир внесла нас в список потенциальных пассажиров. Завтра мы должны быть на станции в шесть утра.
Чтобы не проспать, не опоздать, выбрали гостиницу возле самой станции. Адский притон под названием Santa Teresa.

...Обрывки занавесей прикрывали давно не мытые стёкла, стены – свидетели ударов ног. А постельное бельё... Попросили сменить, так нам принесли такое же. Хотели уже спать сидя, так стулья были покрыты тем же слоем грязи. А во дворе, под лестницей, похрапывал некий постоялец, которому денег на номер не хватило...
Зато мы не проспали и на станции были даже раньше, чем нужно. Кто же будет нежиться в такой страшной гостинице?

День 7-й. Через Белиз в Гватемалу
К столику-кассе с утра выстроилась очередь. Пассажирам из списка не только продавали билеты, но и проверяли паспорта. Чтоб, значит, без проблем и задержки пересечь Белиз и достигнуть Гватемалы. По неизвестным причинам с трассы сняли двух студентов-бразильцев. Уплатив 90 USD за двоих, мы, наконец, сели. Как я уже упоминала, мест всего 25, боковые откидные стульчики также таковыми считаются. Несколько несчастных на этих стульчиках так и ехали все 8-9 часов...

Багаж покидали на крышу, еду-питьё в салон. Рейс воистину международный – мы из Латвии, пара немцев, весёлая компания поляков, бабушки из Гондураса, мексиканцы.
Первая остановка уже совсем скоро, минут через 30. Это мексиканская Aduana, таможня. Никаких проверок, просто печать в паспорт.
Через полчаса ещё одна остановка – граница Белиза. Таможенник задал пару вопросов (откуда и куда) и... выпустил, не проверив сумок (их нужно было лишь открыть). А я-то со своей гигантской раковиной, как контрабандистка холодным потом обливалась. К слову, у некоторых пассажиров багаж таки проверили. После прохождения границы шаттл отправляется в столицу страны – Белиз-Сити. Там первая полноценная остановка (на 15-20 минут). Кинулись в буфеты и туалеты. Часть пассажиров осталась тут.

Ещё примерно через три часа остановка в приграничном посёлке. Покидая Белиз, платим пошлину в размере 15 USD с человека. За въезд в Гватемалу пока ничего не платим. Сумки бравые гватемальские пограничники также не проверили. В 15.00 мы уже в Гватемале, а в 16.30 в Санта-Элене уже штурмуем банкомат с кецалями. Незадолго до этого в наш бусик вошёл представитель San Juan Travel с предложением услуг траспортировки до Тикаля. Удобно тем, кто не ночует в самом Тикале, а как мы – во Флоресе. Записались и даже сразу купили билеты. В 4.30  утра Сан-Хуан нас заберёт у самого отеля. Стоимость – 150 кецалей с человека. В цену входят и услуги гида, которым мы, однако, не воспользовались. Билет в археологический комплекс нужно покупать отдельно. Сразу же на станции купили билет на ночной рейс до Антигуа-Гватемала (700 кецалей за двоих). К сожалению, не записала точно название компании-перевозчика, но если не ошибаюсь, это была Linea Dorada, рейс до Гватемала-Сити, где с утра пассажиров пересаживают на маленький шаттл, идущий до Антигуа-Гватемала. Хороший информативный сайт по автобусам Гватемалы здесь.
Итак, все необходимое сделано, теперь можно со спокойной душой занять свой номер в гостинице Villa del Lago у самого озера Peten Itza. Отель ничего, хотя в следующий раз хотелось бы прочувствовать веселье легендарного хостела Los Amigos.
Огляделись. Озеро Петен-Ица ведь свидетель истории. Флорес - островок посреди озера. А прежде тут шумел город-государство майя - Тайясаль. Он одним из последних, а то вовсе последним сдался на милось конкистадоров. Да и как сдался? Держались майя два века, а затем покинули Тайясаль, оставив его врагу. Испанцы порушили храмы, пирамиды, застроив остров своей, теперь уже колониальной архитектурой.

Ну вот, снова заговорилась. День был настолько трудным, что пара выпитых Gallo сразили наповал. А ведь назавтра вставать в 3.30. Впереди - вся Гватемала!